ВЕРСАЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ (продолжение)

С чего все начиналось
История Версаля началась при Людовике XIII еще в 1624 году, когда он велел построить около деревни Версаль, находящейся в 20 км к юго-западу от Парижа охотничий домик с мраморным двором в центре.
В 1661 году умер кардинал Мазарини, и юный Людовик XIV, не пожелавший более ни с кем делить власть, упразднил должность премьер-министра, заявив, что намерен самолично управлять страной. В это же время он приказал перестроить охотничий домик в Версале в большой роскошный дворец, в который официально переехал в 1688 году, опасаясь сторонников движения Фронды, и тем самым фактически скрылся в Версале от недругов. К тому же он не любил Париж и свою королевскую резиденцию Лувр в столице.


Апартаменты для Короля-Солнце как способ возвеличить короля
Король поручил перестроить дворец для себя известным архитекторам того времени, одним из которых был уже знакомый нам Жюль Ардуэн Мансар.

Версальский дворец
Версальский дворец

Было возведено огромное здание п-образной формы, во дворе которого была установлена скульптура Короля-Солнце, строго на том месте, где проходила воображаемая линия, делящая весь дворцовый ансамбль пополам. Тем самым очередной раз подчеркивалась роль Людовика XIV как центра вселенной. Вокруг него вращались все события, ему одному все поклонялись, его одного продолжали возвышать, прежде всего, в его же собственных глазах.
Будучи очень маленького роста, король, пожалуй, имел некий комплекс неполноценности и всю жизнь делал все возможное и невозможное для своего собственного возвышения над людьми. С чисто физической точки зрения Людовик носил для достижения этой цели обувь на очень высоких каблуках, а с моральной точки зрения – стремился установить в стране свою абсолютную власть, чего он собственно и добился с огромным успехом. Никогда прежде и никогда после во Франции не было такой прочной абсолютной власти короля, который не считался даже с церковью.
Роскошь, блеск и помпезность Версальского дворца
В архитектуре Версальского дворца отразилась главная слабость Людовика, о которой он признался уже на смертном одре, сказав, что он больше всего на свете любил дворцы и войну.

Помпезность и роскошь внутреннего убранства Версальского дворца
Помпезность и роскошь внутреннего убранства Версальского дворца

Он не давал архитекторам и декораторам принимать самостоятельные решения при строительстве, постоянно контролировал ведущиеся работы, сообразуясь исключительно со своим вкусом и своей чрезмерной склонностью к роскоши, блеску и помпезности. Именно поэтому, вероятно, дворец не произвел на меня должного впечатления, так как, несмотря на красоту и величие отдельных элементов декора, в целом, на мой взгляд, получился этакий гимн безвкусице.
Зеркальная галерея дворца в Версале — гениальное решение архитектора Мансара
Единственный зал, произведший на меня неописуемое впечатление – это большая Зеркальная галерея, протяженностью в один дворцовый пролет, составляющая в длину 75 метров и шириной 10 метров, выходящая своими окнами на дворцовый сад.

Зеркальная галерея Версальского дворца
Зеркальная галерея Версальского дворца

Поначалу здесь была дворцовая терраса, на которую вели 17 огромных арочных дверей. Ардуэн Мансару пришла в голову умопомрачительная идея. Он решил взять на себя смелость и перестроить террасу, сняв все двери и поставив на их место 578 зеркал. Сами по себе зеркала были в то время еще довольно большой редкостью. Но по заказу короля лучшими французскими мастерами были изготовлены в короткий срок зеркала невиданных до того времени размеров. Напротив этих зеркал, там, где галерея заканчивается по ширине, была установлена стена с 17 арочными окнами таких же по размеру, как находящиеся теперь напротив них зеркала. Между окнами и между зеркалами были установлены золотые канделябры с подсвечниками, а потолку был придан вид золотой короны. Сама галерея, выходящая окнами на запад, во время захода солнца озарялась, как от пожара, огненно-багряными красками, что представляло восхитительное, захватывающее дух зрелище, переполняя наблюдателей ощущением нереальности происходящего, настолько сказочно и волшебно выглядел этот зал в такие часы. Можно представить, сколь красочна была феерия проводимых здесь балов и церемоний.
Все остальные залы, как и эта галерея, тянутся наподобие того, как это имеет место в нашем Эрмитаже, вдоль всего дворца таким образом, что одна комната плавно переходит в другую.
Людовик XIV -любитель покрасоваться при народе
Таким образом, проходя по дворцу, можно было в то время запросто попасть в парадную спальню Людовика XIV или королевы. Вообще при Людовике было обычным явлением то, что фактически любой желающий мог посетить короля. Достаточно было для беспрепятственного прохода во дворец доказать свою принадлежность к дворянскому сословию. А чтобы это доказать, мужчины должны были являться во дворец в шляпе и при шпаге, а женщины должны были быть без передника и в чистом платье. Вот такой примитив. Охрана дворца в комнате для стражников осматривала вновь прибывших и пропускала, соответствующих облику дворянина граждан, к королю. Предприимчивые жители близлежащей деревни не упустили такой блестящий шанс для собственной наживы и прямо перед дворцом организовали пункт проката необходимых для допуска во дворец атрибутов.
Людовик был большим любителем покрасоваться при народе. Поэтому каждое утро в парадную спальню короля допускались посетители, которые становились свидетелями утреннего туалета короля-Солнце. Естественно, чтобы на Людовика ненароком не навалился какой-нибудь зевака, подпираемый сзади любопытствующей толпой, перед огромной кроватью короля имелось специальное заграждение. Тут же король, как правило, принимал прошения от посетителей. Неизменно выслушивались приятные для слуха властителя речи.
Три спальни короля
У короля было, как минимум, еще три спальни, в которых он мог проводить свои ночи.

Спальня Людовика XIV в Версальском дворце
Спальня Людовика XIV в Версальском дворце

Это, естественно, были спальня королевы, еще более естественно, спальня фаворитки и, наконец, еще одна небольшая спальня, дверь в которую выходила прямо из парадной спальни, и в которую никто, кроме Людовика и прислуги не допускался.
Что касается кроватей, то, как известно, обязательным в то время было наличие балдахина, как правило, богато украшенного. Мало того, сама кровать непременно была очень высокой, даже у маленького ростом короля. А почему? Причина на удивление проста. Ночью в те времена покои царствующих особ беспрепятственно заполоняли посетители, не имеющие вовсе никакого отношения к дворянскому сословию. Это были мыши и крысы. Они разгуливали по дворцу, забираясь, в том числе и на кровати, невзирая на лица.

Трон в Версальском дворце
Трон в Версальском дворце

И чтобы уберечь от неприятности общения с этими вездесущими тварями высокопоставленных особ, слуги обязаны были тщательно подоткнуть полы балдахина под матрац кровати, после того как знатная особа отходила ко сну. Мыши и крысы, залезая на кровать и перемещаясь по балдахину, таким образом, не могли свалиться на спящего. Кроме того, балдахин также служил защитой и от насекомых – комаров и клопов, полчища которых осаждали дворец.
Поразительным контрастом выглядел на фоне чрезмерной роскоши всего внутреннего убранства дворца трон Людовика XIV. Этакий скромный, довольно простенький невысокий стульчик, обитый темно-красной парчой.
Потолки в каждой зале неизменно были расписаны именитыми художниками, создававшими сюжеты, отражавшие назначение каждого из покоев короля или королевы. В столовых это были сцены пиршества, в спальнях – эротические сцены и т.д.
Отсутствие туалетных комнат и нечистоплотность французской знати
Теперь о самом нелицеприятном факте, касающегося быта того времени. Во времена Людовика XIV еще не были придуманы туалетные комнаты. Поэтому повсюду (на лестницах, в коридорах) стояли горшки, запросто используемые по своему прямому назначению. Присовокупив к этому тот факт, который уже упоминался мной ранее, что в это время мылись крайне редко, протирая себя постоянно различного рода благовониями, то можно представить себе, какой аромат разносился по всем покоям версальского шедевра. Этот факт, кстати, дошел до нас по воспоминаниям современников.
Но из правил всегда есть исключения. Одна из самых предпочитаемых королем любовниц не была верующей, и не желала подчиняться законам, предписываемым церковью. Благо ее материальное состояние позволяло ей не обращать внимания на запреты. Она принимала частенько Людовика исключительно в своем доме, главной достопримечательностью которого был мраморный бассейн, всегда наполненный свежей водой. Экскурсовод не поведала нам, но я посмела домыслить, что, даже преклоняясь перед королем, вряд ли столь знатная и независимая особа допустила бы Людовика до своего тела, если бы он предварительно не искупался бы в ее бассейне.
Парк Версальского дворца
Если Версальским дворцом я была несколько разочарована, то, несмотря на предельно малое время, выделенное для осмотра дворцового сада, я успела по достоинству оценить высокий профессионализм королевского садовника Ле Нотра, разбившего возле Версаля уникальный по своей планировке парк.

Вид на парк Версальского дворца
Вид на парк Версальского дворца

Он сумел создать прекрасную перспективу сада, подчеркнув ее водными бассейнами, хорошо видными из Зеркальной галереи дворца. Были пересажены леса, насыпан холм, на котором разместилось здание самого дворца. И если люди не очень нуждались в воде, то для своего сада Ле Нотр постарался вовсю.

Парковый ансамбль Версальского дворца
Парковый ансамбль Версальского дворца

Когда стало не хватать воды для его полива, он перегородил плотиной реку Бьевр, установил устройства, качающие воду из не близко протекающей Сены. Он вместе с Мансаром построил в парке фонтаны и украсил их различными скульптурными группами. Самый красивый фонтан Нептуна выбрасывает мощные струи воды.
Многое из того, что было создано в Версале, поразило побывавшего здесь Петра I до такой степени, что часть идей и новшеств русский государь потом приказал использовать при постройке Петродворца и паркового ансамбля при нем.
Навязывание дешевых сувениров туристам
Закончилась наша экскурсия в Версаль. Погуляв, почти бегом, по парку, туристы из нашей группы начали подтягиваться к ожидающему нас автобусу. Завидев собирающуюся толпу, к нам наперегонки кинулись темнокожие французы, мгновенно окружившие всю нашу группу плотным кольцом и настойчиво, на почти чистом русском языке, начали навязывать не представляющие никакого особенного интереса сувениры. Как правило, такие картины штурма групп туристов приходилось наблюдать около всех сколько-нибудь значимых достопримечательностей Парижа. Отвязаться от столь беспардонных продавцов крайне трудно. А предлагают они всякую ерунду, начиная от дешевых металлических фигурок Эйфелевой башни и заканчивая открытками с видами Парижа, изготовленными в виде книжечки-раскладушки. Наши же туристы при виде столь настойчивой толпы продавцов, начинают еще плотнее прижимать к себе свои сумочки, дабы карманники не облегчили их мимоходом.
Невзрачные пригороды Парижа
Наконец, мы тронулись в обратный путь. Теперь я не спала и смогла разглядеть пригороды Парижа. Дома уже не были столь прекрасными, как в самой столице и скорее напоминали мне по своему внешнему облику наши пятиэтажные хрущобы, с той лишь разницей, что из-за довольно сильно холмистой местности почти всюду имели ступенчатую форму. Удивило меня то, что на окнах квартир я не увидела ни штор, ни жалюзей. Создалось впечатление полного отсутствия какого-либо дискомфорта от того, что с улицы содержимое квартир замечательным образом просматривается. Видимо французы в силу своей какой-то внутренней культуры не имеют привычки заглядывать в окна.
Закончился наш четвертый день в Париже. Завтра мы с Сыном побываем в сказке. Завтра нам предстоит самый волшебный день в нашей жизни. Только ради этого праздника стоило ехать во Францию. Завтра мы едем в Диснейленд!
Продолжение следует…

Добавить комментарий