ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ И ГАЛЕРЕЯ МАРИИ МЕДИЧИ В ЛУВРЕ (продолжение)

Естественно, что в Лувре находится так много мировых шедевров, что в рамках небольшой по времени экскурсии невозможно было нам показать и рассказать обо всех даже самых главных их них. Тем не менее, мы видели скульптуру «Ники Самофракийской» и «Венеры Милосской».
О первой я, к сожалению, пропустила почти весь рассказ экскурсовода, так как скульптура находилась в очень хорошо освещенном зале, и я занималась, в основном, фотосъемкой, а для этого мне пришлось несколько отойти от нашей группы.
Что касается «Венеры Милосской», то ввиду того, что все подходы к ней были отрезаны находящимися в зале толпами туристов, я не стала увлекаться таким бесполезным в данной ситуации делом, как фотографирование знаменитого на весь мир шедевра. И мне удалось послушать небольшой рассказ об истории этой скульптуры.

Венера Милосская
Венера Милосская

Почему Венера Милосская – шедевр?
Скульптура эта относится ко II веку до н.э. Она была найдена на территории древнего Рима неким крестьянином. До сих пор неизвестен автор. Но ясно одно, что лепил Венеру, несомненно, чрезвычайно талантливый скульптор.
Дело в том, что скульптура выполнена из цельного куска мрамора. Мрамор относится к довольно капризному материалу. Из него крайне сложно высечь скульптуру, не расколов его. Удается работа только очень искусным мастерам, не только способным воссоздать воображаемый образ, но умеющим распознать внутреннюю структуру самого мрамора, и после, следуя этой структуре, обработать камень таким образом, чтобы, не разбив его, высечь потрясающие вещи.
Венера изображена с немного повернутым туловищем. Именно так идут «волокна» самого мрамора. При этом блестяще соблюдены все пропорции тела. Нет ни одной щербинки на всей скульптуре. Вся работа выполнена идеально.
Есть одна изумительная загадка этой скульптуры. Если обходить скульптуру Венеры слева и глядеть неотрывно на нее, то непременно попадаешь в то место, глядя с которого на красавицу Венеру начинает казаться, что она поворачивается вслед за тобой. До сих пор фигура Венеры Милосской считается эталоном красоты, несмотря на то, что по всему миру идет массированная пропаганда современного стандарта женской фигуры «60 х 90 х 60».

Загадка Венеры Милосской
Ученые многих стран долго бились над разгадкой вопроса о том, почему Венера оказалась без рук. В настоящее время довольно единодушно многие исследователи придерживаются той версии, согласно которой, скульптор первоначально создал богиню красоты с руками, а затем сам довольно ровно специальным инструментом отрезал ей руки, чтобы еще больше подчеркнуть красоту ее фигуры.

Рубенс. Из цикла "Жизнь Марии Медичи"
    Рубенс. Из цикла «Жизнь Марии     Медичи»

Зал Марии Медичи и 24 картины Рубенса
И последний зал, который заслуживает особого, пожалуй, внимания, как с исторической, так и с художественной точки зрения. Это зал Марии Медичи, которая, кстати сказать, была матерью Людовика XIII, и приходилась бабушкой Людовику XIV. Она после смерти своего мужа, приказав переделать для себя Люксембургский дворец, одновременно делает Рубенсу самый большой заказ в его  жизни на его картины. Она поручает ему нарисовать 24 полотна размером 4,5 на три метра каждое, повествующие о вехах ее жизни. Рубенс приступает к выполнению этого заказа и с 1622 по 1625 год выполняет его вместе со своими учениками.
Сейчас галерея Медичи расположена в крыле Ришелье Лувра и занимает огромный зал со сводчатым потолком, который освещается прямым светом и мягко ложится на картины. Площадь этой галереи составляет 524 кв.м! Грандиозное, потрясающее зрелище.
24 картины Рубенса – этого тяжеловеса среди художников своего времени. Массивные тела мифологических персонажей гармонично, тем не менее, вписываются в исторический сюжет каждой картины, изображающей все этапы жизни знаменитой французской королевы итальянского происхождения – от рождения до смерти. Рубенсу пришлось писать картины, выполняя заказ королевы, прибегая к приемам аллегории, ведь в момент написания последнего полотна по заказу королевы Мария Медичи сама она, естественно, еще была жива.

История одной из картин Рубенса о жизни Марии Медичи
Все картины достойны того, чтобы быть описаны индивидуально. Но вряд ли это мне под силу. Поэтому остановлюсь лишь на одной из них. На ней изображено заточение Марии Медичи в одном из замков, куда сослал ее повзрослевший сын – будущий Людовик XIII. У него были серьезные разногласия со своей матерью в вопросах управления государством, и чтобы ограничить ее влияние на события, происходившие в те времена во Франции, Людовик решился на такие меры.
Существует легенда о том, что Марии Медичи удалось бежать из охраняемого замка весьма необычным для такой высокой особы способом. Она якобы связала простыни и спустилась по ним из окна замка. Вряд ли легенда основывалась на исторических фактах. Дело в том, что Мария Медичи всегда была довольно крупной дамой, а под конец жизни ее вес составлял аж 120 кг! Спрашивается, из какого тогда материала были сделаны те самые простыни, по которым она, якобы, спустилась, чтобы сбежать из замка?
На этом мой рассказ о Лувре я заканчиваю. Чтобы обойти весь музей, досконально изучив при этом все его экспонаты, понадобились бы не дни, а месяцы.

Продолжение следует…

Добавить комментарий