ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА (продолжение)

Выйдя из парка, мы зашли в Макдональдс. Ребенок уже давно хотел попасть сюда. Здесь почти все так же, как и в Москве. Единственное отличие в более разнообразном меню.
Елисейские поля
После кафе мы отправились на метро к Елисейским полям. Прогулялись по ним. Ничего особенного в них нет. Просто очень широкая, вымощенная белой рельефной плиткой улица, очень чистая (можно сказать вылизанная языком). Это единственная улица в Париже, на осветительных столбах которой вывешиваются флаги того государства, высокого гостя из которого в настоящий момент принимают во французской столице. Говорят, что по Елисейским полям надо гулять ночью. Что в это время здесь необыкновенно красиво. На улице оживленно. Иллюминация так и сверкает всеми цветами радуги. Не знаю. Не довелось увидеть.

Триумфальная арка во славу Великой Армии
Елисейские поля вывели нас с сыном к Триумфальной арке, расположенной в центре площади Звезды или иначе площади генерала Шарля де Голля. В 1806 году Наполеон I издал декрет о возведении Триумфальной арки во славу Великой Армии. Он хотел, чтобы этот монумент доминировал над Парижем и был выполнен в строгом соответствии с Римскими канонами античности. Ее строительство было поручено архитекторам Шальгрену и Ремону.
Парижский долгострой
Уже на первых этапах строительства этого грандиозного сооружения возникли проблемы, связанные с особенностью почвы, очень рыхлой, в этом месте. Чтобы обеспечить стабилизацию всего монумента, вес которого после окончания строительства составил 100 тысяч тонн, пришлось закладывать фундамент на глубину более восьми метров. Возведение Триумфальной арки затянулось на тридцать лет, и ее открытие состоялось лишь в 1836 году во время Июльской монархии.
Внешний облик и предназначение арки в связи с затянувшимся на много лет строительством претерпели значительные изменения. После торжественного открытия ее главное назначение состояло в прославлении подвигов Франции во время Революции и Первой Империи. С тех пор арка стала свидетелем многих значительных для Франции событий.
Еще в 1919 году впервые здесь состоялся парад союзных войск по поводу окончания Первой Мировой войны. Затем был парад в связи с освобождением Парижа после четырех лет нацистской оккупации. А в настоящее время площадь Шарля де Голля ежегодно становится свидетелем национальных празднований и местом проведения всех значительных торжественных мероприятий, в том числе парадов, проходящих 14 июля в день взятия Бастилии.
Внешний облик Триумфальной арки
Что касается внешнего облика Триумфальной арки, то за основу ее архитектуры была взята арка Тита в Риме. Но от своего античного образца арка на площади Звезды отличается исключительными размерами: высота – 50 метров, ширина – 45 метров, высота под сводом большого пролета – 29 метров.

Триумфальная арка на Елисейских полях в Париже
Триумфальная арка на Елисейских полях в Париже

На стенах арки выбиты названия решающих сражений и имена генералов – участников войн, которые Франция вела во время Революции и Империи. Кстати, открытие арки во многом затягивалось по причине споров родственников военноначальников по поводу того, чьи имена следует увековечить, выбив их на стенах арки, а кто не может быть удостоен этой чести. Уже много позже на протяжении всей последующей истории Франции здесь продолжали появляться мемориальные доски по поводу новых значительных событий.
В 1921 году прах неизвестных солдат, павших во время Первой Мировой войны, был со всеми подобающими такому событию почестями захоронен под сводами Триумфальной арки, а два года спустя здесь же был зажжен Вечный огонь. С тех пор ежедневно в 18ч30мин члены одной из 900 ассоциаций ветеранов войны возлагают свежие цветы к Вечному огню.
Восхищение творением рук человеческих
Триумфальная арка действительно производит впечатление весьма фундаментального сооружения и, находясь рядом с ней, невольно захватывает дух от восхищения творением рук человеческих. Все барельефы, естественно, выполнены так, что не могут не вызывать у французов патриотических чувств. Названия их говорят сами за себя: «Марсельеза» (самый известный из всех барельефов Триумфальной арки), «Триумф Наполеона», «Похороны генерала Марсо», а также барельефы с изображением различных битв. В общем, действительно арка славы. Скульптурные группы под аркой воспевают Победы Франции.
Все это мы узнали во время первой нашей обзорной экскурсии по Парижу. А вот побывать в этом священном для французов месте нам довелось только в наш свободный день.
Вверх на смотровую площадку
Мы перешли по подземному переходу площадь Звезды к Триумфальной арке. Рядом с ней ощущаешь себя этаким муравьишкой, которого могут в любой момент раздавить. Монумент действительно грандиозен. Мы поспешили купить билеты для подъема на смотровую площадку арки. Подъем на монумент проходит по узкой винтовой металлической лестнице, насчитывающей 284 ступени. Сейчас, написав эту цифру, мне пришло в голову, что странно, что число ступеней, ведущих на Триумфальную арку, совпало с числом станций, которые в настоящий момент насчитывает парижский метрополитен.
Честно говоря, оказалось очень непросто по винтовой лестнице забираться на такую высоту. Хуже всего было головокружение, которое я испытывала при подъеме. В нишах лестницы время от времени попадались скульптуры различных знаменитых людей Франции. Наконец, подъем остался позади, и мы попали сначала в просторный выставочный зал Триумфальной арки, в котором не стали задерживаться, так как нам не терпелось поскорее очутиться на самом верху.
Взгляд на Париж со смотровой площадки

Вид сверху на Париж. Площадь Звезды
Вид сверху на Париж. Площадь Звезды

Мы вышли на смотровую площадку и остолбенели от открывшегося перед нами потрясающего вида на город. Чтобы ощутить всю прелесть увиденной нами картины, опишу поподробнее место, в котором Наполеон прозорливо велел установить арку. Пожалуй, она располагается на самой красивой перспективе Парижа и находится как раз посередине между садом Тюильри и Большой аркой квартала Дефанс, являясь кульминационной точкой Триумфального пути, задуманного некогда великим Императором.
Также это место является сердцем Елисейских полей. От ее подножия берут свое начало двенадцать авеню. Именно поэтому площадь, на которой находится монумент, получила свое второе название: площадь Звезды. Сверху действительно создается полное впечатление того, что находишься в самом центре этой звезды. Вид изумительный, захватывающий дух от стремительно расходящихся во все стороны города и убегающих вдаль улиц.

Видна большая арка квартала 21 века Дефанс
Видна большая арка квартала 21 века Дефанс

Погода была пасмурной. Но это не помешало нам разглядеть квартал Дефанс, начинающийся за большой аркой Дефанс. Это место не перепутаешь ни с чем другим в городе. Создается впечатление, что Большая арка как в зеркале отражает Триумфальную арку. С противоположной стороны видна улица Елисейские поля, бегущая до самой площади Согласия, на которой угадывается уже знакомый нам Египетский обелиск.

Базилика Сакре-Кёр на Монмартре
Базилика Сакре-Кёр на Монмартре

Чуть в сторону глаза отыскали самую высокую точку Парижа, на которой величественно возвышается базилика Сакре-Кёр. С другой стороны устремилась ввысь единственная современная башня в центральной части города – гостиница Конкорд. Шпиль Собора Парижской Богоматери – вот он прямо перед нами. Его ни с чем невозможно спутать.
Особенность ориентирования на смотровой площадке
Только сейчас, стоя на смотровой площадке Триумфальной арки, я поняла, как правильно развивалась наша экскурсионная программа, и что как хорошо, что мы пришли сюда после того, как уже получили какое-то представление о городе. Впрочем, я упоминала об этом ранее, в Париже многое очень хорошо продумано.

Елисейские поля
Елисейские поля

Например, на смотровой площадке арки есть, так называемые, два пункта ориентирования, расположенные в северной и южной ее частях. Они представляют собой маленькие круглые смотровые площадочки размером не более 1,5 метров в диаметре, на которые заходишь, поднимаясь буквально на две ступеньки. Таким образом, они слегка возвышаются над всей остальной смотровой площадкой. На вмонтированном столе, повторяющем контуры воображаемой окружности этого пункта обозрения, нарисованы силуэты основных достопримечательностей Парижа, ориентированные соответственно открывающемуся перед глазами виду, и таким образом легко угадываемые, даже в случае их полного незнания. Все эти достопримечательности подписаны, что позволяет не только определить местонахождения уже знакомых объектов, но и ознакомиться с теми, которые еще не успел посмотреть, находясь в городе. Весьма удобная задумка. Мне очень понравилось.
Кроме того, на любых смотровых площадках Парижа установлены подзорные трубы, в которые, опустив монетку в 1 или 2 евро, можно определенное, согласно произведенной оплате, время смотреть на город, поворачивая их в нужном направлении.
Восхищенные увиденным, и страшно довольные тем, что смогли преодолеть весьма нелегкий подъем на знаменитую на весь мир Триумфальную арку, мы начали не менее трудный спуск. Чаще именно спуск бывает более трудным (я бы даже сказала опасным), так как смотреть приходится все время вниз, отчего не просто кружится голова, но и становится нехорошо от высоты, на которую до этого забрался.
Магазин беспошлинной торговли Бенилюкс
Наша собственная культурная программа на сегодня была завершена. Мы доехали до Лувра, чтобы отобедать в центре, а после начать наш поход по магазинам, чтобы купить всем родным сувениры и подарки. Приехали мы в эту часть города не случайно. По описанию встречающей нас компании именно напротив Лувра расположился магазин беспошлинной торговли Бенилюкс, где при покупке на определенную сумму предоставляется не только квитанция на возврат пошлины на таможне, но и для всех туристов, приехавших из Москвы от фирмы «Роза ветров» делается 25 % скидка. Как было не воспользоваться таким заманчивым предложением! Во все же последующие дни уже просто не оставалось времени на покупки.
Встреча со Станиславом Говорухиным
Подъехав к Лувру и отыскав магазин Бенилюкс, мы отправились на поиски подходящего кафе, чтобы недорого, но сытно отобедать. Недорого получилось, а вот насчет того, чтобы сытно и вкусно в этот день нас ожидал неприятный казус, в результате которого нам подали отвратительные по вкусу спагетти. Но пока мы изучали меню одного из кафе аккурат напротив Лувра, мы увидели, как к нему подошел и сел за один из столиков, расположенных перед кафе в том месте, где воздух обогревается рефлекторами (нет не Олег Шомер), Станислав Говорухин. В ожидании кофе, он закурил свою неизменную трубку. Ну а мы тронулись с сыном дальше, не посмев подойти и нарушить покой режиссера, своими просьбами об автографе.
Галери Лафайет
Вот, пожалуй, и весь рассказ о «дне свободного полета», если не считать, что в этот день нам довелось побывать в одном из самых крупных универмагов Парижа «Галери Лафайет». Произвело огромное впечатление внутреннее убранство самого универмага с разрисованным куполом, освещаемым поочередно разноцветными лампами. Выглядит очень нарядно. Но содержимое универмага не произвело абсолютно никакого впечатления. В продаже сплошная синтетика, причем по баснословным ценам. Так что, проведя в «Галери Лафайет» ровным счетом минут двадцать, мы покинули его и вышли на одноименную улицу. Уже, будучи в Москве, я прочитала в журнале «Вокруг света» статью о Ларошфуко, в которой упоминалось о его тесной дружбе с мадам Лафайет, довольно образованной женщиной, писавшей модные для своего времени романы. Ларошфуко даже помогал ей в ее литературном творчестве. Невольно у меня возник вопрос, а не в честь ли этой дамы названа одна из самых длинных улиц Парижа, начинающихся от самой Гранд-Опера, по которой мы ежедневно ходили?
Назавтра нас ожидало свободное время до 15 часов дня, а после по плану экскурсия в Версаль.
Продолжение следует…

Добавить комментарий