САЛОНЫ ВРЕМЕН НАПОЛЕОНА III (продолжение)

Итак, вряд ли мне удастся вспомнить абсолютно все залы Лувра, по которым нас, буквально бегом, в течение отведенных двух с половиной часов водила экскурсовод. Но некоторые свои особо яркие впечатления я все же постараюсь изложить.
Сначала мы попали в те единственные три зала, которые сохранили свой облик со времен Наполеона III. Здесь сразу остановлюсь на некотором сравнении с Версалем.

Расточительный Людовик XIV и его Версаль
Дело в том, что залы эти выглядели ничуть не менее помпезными, чем в Версальском дворце. Очень роскошные, с обилием блеска, золота, мрамора и бархата. Но Наполеону их отделка обошлась раз в 100 дешевле, нежели когда-то потратил Людовик на аналогичные работы в Версале.

Людовик вообще не считал денег, бросал их направо и налево, совершенно не сообразуясь с разумностью производимых расходов. В Версале все было выполнено из настоящего цельного золота, мрамора и других ценных пород камней и минералов. Поэтому к концу правления Людовика XIV королевская казна была опустошена, что фактически привело в те годы к разорению страны.

Экономный Наполеон III и его Лувр
Наполеон же III, наоборот, был до крайности расчетлив и бережлив. Он не любил понапрасну бросать деньги на ветер. И хотя он прекрасно понимал необходимость восстановления королевской резиденции в Лувре, тем не менее он умудрился осуществить строительство, экономя чрезвычайно на материалах, использованных для этой цели.
Так вместо цельного золота он велел употребить для украшения интерьеров дворца так называемое сусальное золото, наподобие того, как это было сделано в Петропавловской церкви в Санкт-Петербурге.
Вместо мрамора он велел искусным художникам выполнить на стенах роспись под мрамор. Роспись была сделана настолько искусно, что когда нам об этом сказали, я не поверила своим ушам и глазам. Но факт остается фактом. И во всем остальном Наполеон велел своим подчиненным соблюдать режим строжайшей экономии.

Великий реставратор
Может быть, именно благодаря такому подходу к делу, этому императору Франции удалось так много сделать для своей страны и Парижа. Недаром народ прозвал его великим реставратором. При нем было не только много отреставрировано и приведено в порядок исторически значимых для государства архитектурных зданий, но и создано много нового.
По его указу было задумано и построено здание Гранд-Опера, проложены знаменитые Большие бульвары Парижа общей протяженностью 4 километра, стала налаживаться система городского водоснабжения и прочее и прочее.

Стулья «секрет» и другая салонная мебель
Общий эффект от первых трех увиденных залов Лувра – это их палитра, состоящая из золотого цвета, оттененного темно-красным бархатом, которым было отделана мебель салонов в XIX веке. Сама по себе мебель тоже представляет собой некоторый интерес. Например, довольно необычными мне показались салонные стулья того времени по своему внешнему виду. Представьте себе два стула, соединенных вместе в центре таким образом, что одна сидящая на таком стуле дама, смотрела в одну сторону, а другая смотрела в противоположную сторону.

Салонная мебель времен Наполеона III
Салонная мебель времен Наполеона III

Этакий стул, по форме напоминающий доллар с сиденьями в закругленных его частях, направленных в разные стороны. Он имел любопытное название «секрет», так как сидящие на нем дамы, повернув головы друг к другу, фактически могли беседовать, делясь секретами, не рискуя быть услышанными кем-либо еще. Со стороны, наверное, действительно создавалось впечатление, что дамы секретничают или сплетничают. Такой же « стул-доллар», но с третьим сиденьем назывался «разговор».
Посредине салонов обычно стоял большой круглый диван с сидячими местами, обращенными не в центр, а от центра (что-то вроде клумбы с дыркой в центре). Дамы рассаживались по кругу этого дивана и, таким образом, прохаживающие по салону кавалеры, имели честь лицезреть салонных красавиц. Платья были настолько пышны, что, несмотря на внушительные размеры таких диванов, только две дамы могли усесться с одной из четырех его сторон, глядя в одном направлении.

Столовая времен Наполеона III
Столовая времен Наполеона III

В соседнем зале находилась шикарная столовая времен Наполеона III с богато сервированным посудой того времени столом посередине. Казалось, что все в этой комнате, начиная от сервиза и заканчивая интерьером, блестит и сверкает от обилия золота. В первое мгновение, заглянув в эту столовую, я зажмурилась, боясь ослепнуть.

Любопытный факт о кровати любовницы Наполеона I
Осмотрев три салона XIX века, мы проследовали в хорошем темпе по бесконечным коридорам и залам Лувра и остановились в сравнительно небольшой комнате с высокой кроватью с балдахином, отделанную розовым бархатом и тесьмой. Кровать очень напоминала те, что нам уже приходилось видеть в Версале в спальнях короля и королевы. Только этот экземпляр был поизящнее. Ничего примечательного в самой кровати, кроме того, что она старинная не было. Но любопытна история, связанная с нею.
Сама кровать принадлежала некогда любовнице Наполеона I — изумительно красивой женщиной (впрочем, а разве могло быть иначе?). Ее портрет нам продемонстрировали позже в зале итальянской живописи, выполненный кем-то из великих итальянских мастеров того времени. Мадам, в пастельного цвета легком платье, полу развалившись, лежала на обитой красным бархатом кушетке. Действительно восхитительно красивая женщина. Так вот, вернемся к кровати.
Оказывается, многие экспонаты в Лувре, в том числе и вышеозначенный предмет, не являются в настоящее время собственностью музея. Эти вещи принадлежат частным коллекционерам, которые любезно предоставляют их по договору аренды Лувру. По такому договору в музее находилась и данная кровать. Причем, согласно этому конкретному договору, заключенному между владельцем экспоната и музеем, коллекционер, как собственник этой вещи, может в любой момент потребовать вернуть ему кровать либо на некоторое время, либо навсегда.
И вот два года назад племянник коллекционера женился. И сия кровать была на три недели переправлена по требованию владельца в дом его родственника, где в течение медового месяца служила исправно молодоженам, и была использована по своему прямому назначению. После чего экспонат был возращен и занял свое прежнее место в Лувре.

Продолжение следует…

Добавить комментарий