Различные варианты игры в слова

Игра в слова для всей семьи
Игра в слова для всей семьи

Словообразование – не паханное поле для развивающих игр с детьми.
В прошлый раз я рассказала об увлекательнейшей игре для всей семьи – составление слов из одного длинного слова.
Сегодня хочу немного расширить тему и пофантазировать о том, как еще можно играть в «Слова».
Вариантов может быть масса. И здесь смело можно пробовать разные схемы игры и подобрать те из них, какие больше всего понравятся и большим, и маленьким членам вашей семьи. Словообразовательные игры хороши тем, что в них может одновременно играть от двух игроков и более, поэтому такие игры отлично подходят для семейного досуга всей семьей.

Вариант 1. Самый распространенный. Просто называть слова – имена существительные – по очереди друг за другом. Причем каждый следующий игрок должен назвать слово с той буквы, которая была последней в слове, произнесённым предыдущим игроком.
Дополнительные условия:
— нельзя повторять уже названные слова;
— нельзя употреблять имена собственные.

Игра в слова - Цепочка из слов
Игра в слова — Цепочка из слов

Самое интересное в этой игре стараться подбирать слова таким образом, чтобы все они заканчивались на одну и ту же букву. Это своеобразное усложнение игры. Тогда следующему за вами игроку будет сложно подобрать слово на нужную букву. Чаще всего игроки стараются придумать слово, заканчивающееся на букву «А».
Вариант 2. Нужно по очереди называть слова, начинающиеся с определенной буквы, которую игроки сами согласовали, например, слова на букву «О». Этот вариант отлично подойдет для детей, которые недавно выучили алфавит. Кроме того, он хорош также для детей, которые учатся читать и писать, потому что этот вариант игры поможет им лучше адаптироваться в начальной школе и приобщиться к письму и чтению.
Дети быстрее поймут, что не все слова как слышатся, так и пишутся. Например, слово «Огурец» начинается на букву «О», а слышим мы «А». Или взять хотя бы «Одуванчик». Тоже слышим «А». В игре ребенок быстрее запомнит правильное написание таких слов. Тем более, что не ко всем словам можно подобрать проверочные слова.
Вариант 3. Для детей, которые учатся читать, полезен будет и такой вариант игры в «Слова» — называть по очереди все слова, начинающиеся с определенного слога, например, со слога «Ма»: мама, машина, магазин и т.д. В такой игре ребенок быстрее усвоит, что такое слоги и как правильно слова делятся на слоги.
Вариант 4. Можно еще по очереди называть все слова, заканчивающиеся на какую-нибудь букву, например, на букву «Т»: плот, компот, анекдот, обормот…
Этот вариант игры интересен тем, что в ходе этой игры легче обучить ребенка с помощью простого правила проверять, на какую все-таки согласную букву заканчивается слово.
Возьмем, для наглядности в качестве примера слово «Бутерброд». Скорее всего ребенок захочет в нашем варианте игры назвать это слово. Ведь на конце слышится «Т». И тогда можно подсказать игроку, как нужно проверить, какая буква должна быть написана в этом слове, чтобы не допустить ошибку и произнести его во множественном числе – «Бутерброды».
Таким образом, играя, можно изучать с детьми простые правила русского языка.
Играть в слова с ребенком – это интересное и занимательное занятие для всей семьи и отличный вариант семейного досуга. Словообразовательные игры полезны не только детям, которых они, безусловно, развивают и помогают пополнить словарный запас, но и пожилым членам семьи. Ведь часто такое сложное и коварное заболевание, как Альцгеймера, начинается именно с того, что люди в возрасте начинают сначала забывать слова. В этом смысле игру в слова можно воспринимать как своеобразную гимнастику для ума и памяти.
А, кроме того, можно придумать еще великое множество вариантов игры в слова. В этом смысле – это не паханное поле.

Добавить комментарий