ПАРИЖСКОЕ МЕТРО (продолжение)

4-го ноября у нас был день свободного полета. Не надо было торопиться к 9 часам утра на экскурсию, и мы с сыном позволили себе выспаться. Позавтракав, мы поднялись в номер и поиграли немного в карты. Часов в девять мы вышли из гостиницы и направились к станции метро Cadet, расположенной на улице Лафаетт, с тем, чтобы добраться до Сада растений, в котором нам захотелось побывать.
Я только что упомянула парижское метро. Поэтому позволю себе сделать отступление от выбранного нами маршрута и немного времени уделить описанию транспортной системы французской столицы.
В Париже нет ни трамваев, ни троллейбусов. Городским наземным транспортом города служат только автобусы. Ничем особенным они не отличаются от московских, поэтому больше не буду о них и упоминать.
В 2000 году парижскому метро исполнилось сто лет. Несмотря на свои небольшие (по сравнению с Москвой) размеры, оно насчитывает 284 станции и имеет 13 линий. Кроме того, параллельно с линиями метро под землей проходят 5 линий скоростной железной дороги, которая за пределами города выходит на поверхность земли и исполняет функции пригородных электричек. Линии метро не имеют названий, как в Москве, а нумеруются от 1 до 13, а линии скоростной железной дороги различаются по присвоенным им первым пяти буквам алфавита от А до Е.

Станция метро в Париже
Станция метро в Париже

Многие линии метро проложены параллельно друг другу на большом протяжении, таким образом, как бы дублируют одна другую. Зачем, спрашивается, в таком небольшом городе построена такая сильно разветвленная, с огромным количеством станций, отстоящих одна от другой часто всего на 500 м, сеть метрополитена? Оказывается, когда в 1900 году началось строительство парижского метро, то все его линии прокладывались частными владельцами, которые конкурировали друг с другом. Никто не занимался планированием строительства метрополитена и не считался с целесообразностью проведения линий метро в том или ином месте.
Система ориентирования в парижском метро сильно отличается от московской. Здесь нет подробных указателей, и остановки не объявляются.

Указатель перехода на другую линию в парижском метро
Указатель перехода на другую линию в парижском метро

Для того, чтобы понять, в какую сторону надо идти, чтобы попасть на нужную платформу, надо еще при входе в метро внимательно посмотреть на указатели, на которых написаны номера линий метро и подземной скоростной железной дороги, если таковая имеется в данном месте, и наименование конечной станции метро. Таким образом, выбирается направление движения пассажира на нужную платформу. При выходе из поезда надо найти либо надпись Sortie (что означает «выход»), либо надпись Correspondance (что означает «переход»), возле которой, как и при входе в метро имеются номера линий, на которые можно пересесть, с указанием конечной станции.

Указатели в парижском метро
Указатели в парижском метро

Таким образом, главное не сбиться и идти в нужном направлении, но так как указатели есть на всех многочисленных разветвлениях со множеством пересадок, выходов и входов, то сбиться с пути крайне сложно. Кроме того, чтобы не проехать нужную остановку, нам приходилось следить за названиями станций, гигантскими буквами написанных на их стенах, и сверяться с картой, вовремя готовясь к выходу из вагона.
Вход в метро, как и в автобус, осуществляется по единым для всего городского транспорта небольшим магнитным билетам фиолетового цвета. Купить такие билеты можно при входе в метро, а также в автобусе у водителя. Стоимость одного билета, действительного на одну поездку в метро, автобусе или скоростной железной дороге в пределах города, составляет 1,3 евро при покупке одного билета.

Большинство станций парижского метро выглядят так
Большинство станций парижского метро выглядят так

При приобретении сразу десяти билетов, стоимость одного билетика снижается до 1 евро. Существуют еще недельные проездные билеты (по смыслу такие же, как у наших студентов) оранжевого цвета с фотографией. Стоимость такого единого на одну неделю (так называемого «Карт Оранж») на неограниченное число поездок на любом виде транспорта в черте города составляет 14 евро. По нашим московским меркам все это чрезмерно дорого.
Купив билет и пропустив его через турникет, далее приходится протискиваться в довольно узкий проход, явно не рассчитанный на людей с размером пятой точки более пятидесятого. При этом приходится вертеть одновременно очень туго вращающиеся металлические заградители пропускной системы, расположенные ниже уровня пояса, за которыми сразу же располагаются дверцы выше человеческого роста. Эти дверцы тут же, еще не миновав «вращалку», приходится с усилием толкать, чтобы пройти дальше.
После преодоления такой замысловатой полосы с препятствиями можно с гордостью считать, что в метро проник. Понятно, что «зайцам» здесь ловить нечего. Тем не менее, использованный входной билет необходимо сохранять до конца поездки, потому что, не взирая на все меры, предпринятые против потенциальных безбилетников уже на входе, в поездах часто ходят контролеры, проверяющие билеты, а некоторые станции метро снабжены аналогичной пропускной системой, через которую приходится выходить по тому же билету, что и зашел, еще и на выходе из метро.
С моей точки зрения, такая пропускная система в метро является издевательской по отношению к полным людям, к людям с ограниченными возможностями, к людям с недостаточно развитой мускулатурой, к пассажирам с маленькими детьми, в том числе и с колясками, а также к тем, кто едет с грузом более крупным, чем просто дамская сумочка.

Турникеты в парижском метро
Турникеты в парижском метро

Мы с сыном наблюдали картину, как молодая женщина ценою огромных усилий пыталась протащить через все эти «вращалки-двереоткрывалки» свои два чемодана. Я, честно говоря, думала, что ей это ни за что не удастся сделать. Но охота пуще неволи. Измученная, но непобежденная, она все-таки умудрилась очутиться вместе с вещами по ту сторону турникета.
Здесь следует еще добавить, что при входе в метро можно купить билет до любой загородной станции, если это необходимо, заплатив нужную сумму. Такой билет будет действителен и для проезда на метро тоже.
Поезда парижского метро имеют принципиальные отличия от московских. Во-первых, они немного уже. Во-вторых, сиденья в них располагаются не вдоль, как у нас, а поперек, как в автобусах, и у самой двери, там, где у нас любит встать народ, имеются дополнительные откидные сиденья.

Сиденья в вагоне метро в Париже
Сиденья в вагоне метро в Париже

Конечно, для парижского метро с его двухмиллионным населением наполняемость таких вагонов пассажирами достаточна. Для нашего же метро такой вагон оказался бы катастрофически мал.
В-третьих, двери в метро только закрываются автоматически. Открывать их надо самостоятельно, если нужно выходить, нажимая на кнопку, или поднимая рычаг, расположенные посередине дверей. На всех линиях, кроме первой, поезд состоит из отдельных вагонов. На линии номер один – самой новой линии парижского метро — ходят поезда, представляющие собой единый вагон, который для удобства движения поезда на извилистых подземных линиях имеет гибкие резиновые разделители наподобие тех, которые имеются у нас в длинных автобусах Икарусах. На этой линии, единственной во всем Париже, двери не только закрываются, но и открываются автоматически. Вот такой прогресс.

Стены парижского метро
Стены парижского метро часто разрисованы граффити

На станциях метро, в отличие от наших станций, перроны располагаются по обе стороны рельсов, проходящих в середине между платформами. Поэтому для нас было непривычно лицезреть слишком широкий туннель и постоянно видеть во время поездки в метро встречные поезда. Необычен был вид туннелей, сплошь разрисованных в стиле «граффити». Непроизвольно возникал вопрос, как такое возможно?
Что касается эстетической стороны, то парижское метро просто отвратительно грязное, облупленное, безвкусное, самым большим украшением которого является обычный кафель, чаще всего белого, но иногда едкого оранжевого или темно синего, почти фиолетового цвета, да еще огромные рекламные плакаты на стенах. Нет того богатства и красоты как в нашем родном метро. Так и хотелось крикнуть на весь вагон голосом попугая из рассказа, который некогда читал Геннадий Хазанов: «Товарищи, наше метро – самое лучшее метро в мире! Ура-а-а!»
Продолжение следует…

Добавить комментарий