Париж. Остров Сите (продолжение)

Мы вовремя примчались к Гранд-Опера, и наша, соединенная с другими российскими туристами и ставшая чрезмерно большой группа, спустилась в метро, чтобы как можно скорее добраться до острова Сите, откуда брала начало очередная трехчасовая пешеходная экскурсия по городу.

Где зародился Париж

остров Сите
Вид на Собор Парижской Богоматери с Сены

Остров Сите относится к самой древней части города. Существует мнение, что летоисчисление Парижа ведется с 53 года до н.э., и основателями его являются галлы, пришедшие сюда под предводительством Гай Юлия Цезаря.
Именно с острова Сите началось постепенное укрепление, а позже и расширение границ древнего города. Но только в 987 году н.э. Париж превратился в подлинную столицу Франции. Выходит, что абсолютно по всем показателям Париж значительно старше Москвы. До установления его статуса в качестве столицы Франции здесь находилась скромная резиденция сначала Меровингских, а затем Каролингских королей.

Каким был средневековый Париж

Средневековый Париж был очень скромным и необычайно грязным городом, в котором частенько свирепствовали различные эпидемии, уносящие жизни большинства населения города. Вследствие этого к концу средних веков Париж насчитывал всего лишь 200 тысяч жителей. О том, что средневековый Париж не отличался особым блеском и роскошью, говорит тот факт, что вышедшая замуж за французского короля Генриха I дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославовна после прибытия в Париж была явно разочарована французской столицей.

Справедливости ради стоит заметить, что к этому времени еще не было ни Собора Парижской Богоматери, ни часовни Сент-Шапель, ни прочих замечательных творений французской готики, ставших впоследствии бессмертными и всемирно известными. По современным меркам строительство Собора Парижской Богоматери можно было назвать долгостроем. Его возведение началось в 1163 году под руководством епископа Мориса де Сюлли, а завершилось строительство лишь к 1345 году.

Спасение Собора Парижской Богоматери и коронация Наполеона I

От разрушения во время двух французских революций собор спас тот факт, что в 1830 году был написан роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». У восставших не поднялась рука на это удивительное творение рук человеческих. Собор является католическим. Наполеон I был единственным императором Франции, чья коронация, несмотря на жуткий холод, проходила при огромном стечении людей в Соборе Парижской Богоматери. Памяти этого события художник Давид посвятил картину неимоверно больших размеров, занявшую свое место в Лувре, а ее копия, выполненная самим Давидом, находится теперь в Версале.

Убежище сирых и убогих. Особый запрет для полицейских

Нотр Дам в Париже
Собор Парижской Богоматери. Центральный вход

Впечатляет как необычайная архитектура самого собора, так и его размеры. Высота башен собора 69 метров, а шпиля – 90 м. Большой колокол собора весом 15 тонн звонит только в особо торжественных случаях. Длина собора составляет 130 м, ширина – 50 м. Грандиозное сооружение издавна служило убежищем убогим и сирым. Бездомные квазимодо могли за то, что они выполняли работу звонаря, спокойно жить на верхней галерее собора, не опасаясь гнева властей. Примечателен тот факт, что до сих пор во Франции действует закон, согласно которому полицейские не имеют право зайти в действующую церковь (а этот собор остается до сих пор действующим) по делам службы для исполнения своих прямых обязанностей. Поэтому и в настоящее время за стенами собора могут укрываться преступники, преследуемые властями, и ничего нельзя с этим поделать. Во Франции все законы строжайше соблюдаются.

В назидание грешникам — устрашающий барельеф на центральном портале Собора Парижской Богоматери

Самое большое, что произвело на меня впечатление в архитектуре и убранстве Собора Парижской Богоматери – это, во-первых, расположенное над центральным входом 10-метровое круглое окно-розетка тончайшей ажурной работы по камню и цветному стеклу, возраст которого насчитывает уже более семи тысяч лет!

Страшный суд на центральном барельефе Нотр Дам
Центральный портал Собора Парижской Богоматери. Страшный суд

Здесь изображены зодиакальные знаки, Месяцы, Пороки и Добродетели. А во-вторых, это центральный портал собора с рельефным изображением сцены страшного суда. В нижней части этого барельефа показано, как умершие люди покидают свои гробы и отправляются на суд Божий. В центре сидит Бог и принимает решение, куда направлять вновь прибывающих. По левую сторону от него стоят те, кто по воле Божьей попадет в рай. Их лица выражают недоумение и подняты наверх. Они силятся отгадать, что ждет их в раю. По правую руку от Бога, связанные веревкой и погоняемые чертями грешники, которым предстоит попасть в ад.
Еще правее на портале изображены сцены страшного суда. На них черти мучают, попавших в ад грешников. Кого бьют плетьми, кого поджаривают на огне. Все очень наглядно, учитывая то обстоятельство, что собор строился в XII-XIV веках, когда практически не было грамотных людей, не считая служителей церкви. Можно представить себе, в какой трепет должен был приводить простой народ вид ужасающих пыток, предстоящих грешникам в аду.

Поклонение Богоматери

Внутренне убранство Собора Парижской Богоматери
Роскошное убранство интерьера Собора Нотр Дам

Остается лишь добавить, что название Собора Парижской Богоматери говорит само за себя. Естественно, что почти все внутреннее и внешнее убранство собора было посвящено Богоматери. Повсюду в виде статуй, икон, рельефов видны ее изображения. Здесь испокон веков ей поклонялись и молились. Внутреннее убранство собора поражает своей строгой торжественной красотой и величием.
И, тем не менее, если сравнивать этот собор с пражскими Градчанами, которые мне довелось видеть во время моей поездки в Чехословакию еще в школе, то ничего красивее и изумительней я после этого не видела ни в одной католической церкви, выполненной в стиле готики. И даже Собор Парижской Богоматери, на мой взгляд, меркнет по сравнению с убранством пражских Градчан.

Продолжение следует…

Добавить комментарий