Как я не воспитывала своих детей

В каждой семье тема воспитания детей, наверняка, неоднократно поднимается. И в каждой семье проблема воспитания решается по-своему.

Когда дочь была в классе девятом или десятом я вдруг услышала от нее реплику, что я вообще никогда не занималась воспитанием ее и сына.

Для меня это было более чем неожиданно. Я как раз считала, что наоборот, слишком активно принимаю участие в их развитии и воспитании. А тут вдруг услышать такое! Если честно, я испытала шок.

А потом задумалась и спросила, почему моя девочка считает, что я ее с братом не воспитывала. Оказывается, это потому,  что я никогда их не ставила в угол и ни разу не ударила.

Интересно, как сами дети представляют, что значите воспитание детей.

Я придерживаюсь той точки зрения, что детей нужно не воспитывать, а любить.

Что это для меня значит? Это значит:

— чувствовать своего ребенка и стараться понять его;

— как можно чаще разговаривать с ним на самые разные темы, например, обсуждать какой-нибудь эпизод из детсадовской или школьной жизни, глубоко взволновавший ребенка или какое-то событие;

читать всей семьей. Конечно, дети должны читать самостоятельно. Это само собой разумеется, и не обсуждается.

читаем всей семьей
совместные чтения и обсуждения

Но совместные чтения, я имею в виду, когда я им много читала хорошей детской и подростковой литературы помогало научить детей разбираться в различных жизненных ситуациях и анализировать различные события, а также понимать, что такое хорошо, а что такое плохо;

— хотя бы один выходной день в неделю проводить вместе. Значит вместе спланировать, что будем делать, куда пойдем и как проведем этот день.

Мы часто ходили в театры, кино, на выставки. А еще любили ездить на целый день в Дом детского творчества на Ленинских горах, ходить в биологический музей имени Тимирязева на различные викторины.

общение папы и ребенка
разговор по душам

Второй пункт – разговаривать с детьми как можно больше – представляется мне наиболее важным моментом в их воспитании. В таких разговорах ребенок привыкает делиться своими проблемами или просто тем, что его волнует. Задушевные беседы с детьми на самые разнообразные темы, на мой взгляд, делают обстановку в семье доверительной и учат их не только грамотно говорить и выражать свои мысли, но и делать самостоятельные выводы и не бояться, что родители осудят и накажут.

Подспудно ребенок не желает плохо поступать и опасается быть непонятым и осужденным взрослыми. Не спешите осуждать его или говорить ему «нет». Постарайтесь понять и через совместные обсуждения сделать нужные выводы. Все верно понявший ребенок сам (ключевое слово здесь «сам») сделает правильный выбор, как поступить в той или иной ситуации.

«Разговоры разговаривать» полезно еще и потому, что в них не только дети, но и мы, взрослые учимся слушать и слышать друг друга. А это очень важный жизненный навык.

Меня, например, удивило, когда в классе пятом или шестом, классный руководитель моего сына высказалась в том ключе, что мой ребенок вполне адекватно оценивает свои поступки и поступки своих товарищей, и у него есть внутренний стержень, который держит его в рамках дозволенного.

Мне, конечно, было приятно это слышать.

Надеюсь, это в том числе и потому, что мы «разговоры разговаривали».

 

Добавить комментарий