ИСТОРИЯ ЛУВРА (продолжение)

Это был единственный день, когда наша группа собиралась на экскурсию не у Гранд-Опера. Встреча на этот раз была нам назначена во дворе Лувра. Вполне естественно, что боясь опоздать, мы слишком рано выехали из отеля, и прибыли к памятнику Людовику XIV, находящемуся во внутреннем квадратном дворе Лувра, за 20 минут до назначенного времени. Погода была ясной, но очень холодной в этот последний день нашего пребывания в Париже. Дул ледяной ветер. Я, рассчитывая на то, что фактически весь день нам нужно будет провести в помещениях музея, опрометчиво не утеплилась, как это было во все предыдущие дни. Мгновенно продрогнув так, что меня от холода стала бить дрожь, я предложила своему ребенку обойти весь внутренний двор Лувра вдоль здания музея, чтобы хоть немного согреться, а заодно хорошенько рассмотреть, чьи скульптуры стоят на портике по всему периметру строения. Внутренний двор Лувра

Внутренний двор Лувра
Вход в Лувр

Мы медленно обошли означенную территорию. Большинство подписей на скульптурах нам ни о чем не говорили. Из знакомых нам исторических личностей здесь было лишь несколько имен: Руссо, Мазарини, Ришелье, Мансар, Вольтер. Пожалуй, и все. Удивительно, как мало мы все-таки знаем. Ведь здесь было, как минимум, скульптур 30 великих людей прошлого.
Наконец, вся группа была в сборе, и мы направились к входу в музей, расположившемуся в центре двора и представляющему собой огромную стеклянную пирамиду. По бокам от нее находились две стеклянные пирамиды поменьше. И хотя смысл такого архитектурного решения для музея нам объяснили по ходу нашей экскурсии, тем не менее, с моей точки зрения, эти строения, созданные американским архитектором китайского происхождения Ео Минг Пеем, просто откровенно портят внешний вид всего внутреннего двора Лувра.

Лувр от слова «leovar»
Рассказ о Лувре уместно будет начать с небольшой исторической справки. В XII веке Филипп Август, отправляясь в Крестовый поход, приказал построить на берегу Сены мощную крепость, чтобы защитить Париж от саксов, периодически осуществляющих набеги на город. Само слово Лувр происходит от слова «leovar», что на языке саксов означало «укрепленное сооружение». Мощные древние стены Лувра частично сохранились до наших дней, и часть их основания находится в подвальном помещении музея, которую посетители могут видеть на выходе из последнего зала. Это совершенно отличное от современного здания Лувра очень мощное строение.
Первоначально Лувр выполнял исключительно оборонительные функции. Жить короли предпочитали на острове Сите. А стенам неприступной крепости были доверены на хранение королевская казна и архивы. Лишь в XIV веке Карл Мудрый решил превратить крепость в свою резиденцию. Именно к этому времени относится строительство Библиотеки. Но после Карла V (он же Мудрый) Лувр опять надолго перестает использоваться в качестве резиденции королей.

Упадок и возрождение Лувра
В середине XVI крепость снесли, а на ее месте построили дворец в стиле ренессанс.

Интерьер Лувра
Интерьер Лувра

Постоянные работы по строительству и расширению дворца происходили очень долго вплоть до правления Людовика XIV, когда все работы по благоустройству Лувра были окончательно заброшены. Ведь Король-Солнце не любил Париж и свою королевскую резиденцию в Лувре. Переехав в Версаль, он фактически предоставил помещения своего дворца под мастерские скульпторов и художников. Лувр пришел в упадок до такой степени, что в середине XVIII века очень серьезно стоял вопрос о его сносе.
Но после Революции Наполеон I приказал архитекторам и строителям привести в порядок здание дворца. Достройка и благоустройство Лувра продолжались почти 70 лет, и были закончены лишь при Наполеоне III. Но в период Коммуны в 1871 году сгорел дворец Тюильри, который был когда-то построен по приказу Марии Медичи и являлся продолжением основного здания дворца. Именно после этого пожара здание Лувра, наконец, приобретает свой современный облик.
Давно погибло собрание книг в Библиотеке Карла Мудрого, утеряны были также многие шедевры из коллекций скульптуры и живописи французских королей. Почти все они были большими любителями искусства. Существенную роль в собрание коллекции музея внесли Франциск I, Людовики XIII и XIV. Именно со времен Короля-Солнца Лувр стал все чаще становиться местом проведения выставок живописи и скульптуры. Значительный вклад в расширение коллекций внес Наполеон Бонапарт, который требовал от всех побежденных государств присылать произведения искусства в Париж.

От министерства финансов к статусу музея
В настоящее время Лувр считается самым большим музеем мира. Его экспозиция поделена на семь разделов, начиная от шедевров искусства Древнего Египта и Древней Греции до собраний живописи и графики. В этом смысле экспозиция этого музея чем-то напоминает экспозицию нашего Музея изобразительных искусств имени Пушкина, что на Волхонке в Москве.

Зал в Лувре
Зал в Лувре

Любопытным мне показался тот факт, что аж до 1981 года Лувр еще не приобрел свой окончательный статус в качестве музея. И лишь благодаря усилиям и непреклонной воле тогдашнего президента Франции Франсуа Миттерана, настоявшего на переводе Министерства финансов страны, занимавшего до 1981 года Павильон Флоры, в Берси, этот вопрос был окончательно решен.
И хотя министр финансов всячески сопротивлялся такому решению президента все-таки финансистам пришлось перебраться на окраину Парижа. Я видела здание нынешнего Министерства финансов, перекинувшегося как мост через скоростную автостраду, ведущую за пределы города. Здесь почти каждое утро по будням бывают километровые пробки. Это и являлось для министра финансов одним из главных доводов о невозможности перевода вверенного ему ведомства из центра Парижа. Пойдя навстречу высокопоставленному чиновнику, правительство разрешило министру, в качестве исключения, добираться на работу на теплоходике по Сене. Но это не единственная привилегия министра. На крыше здания министерства сооружена вертолетная площадка. Таким образом, в случаях крайней и сверхсрочной необходимости, министр иногда прибывает в министерство на вертолете, приземляясь прямо на крышу здания своего учреждения. Красота, да и только! Хочу быть министром финансов Франции!
Примечательно, что окончательное преобразование Лувра в музей 18 ноября 1993 года, когда для его выставочных залов было переоборудовано последнее крыло здания – крыло Ришелье. Это событие совпало с 200-летием первого открытия Лувра для посещения публики в качестве музея.

Современный облик Лувра

Дети в залах Лувра
Дети в залах Лувра

Еще не так давно на том месте во дворе музея, где сейчас высятся большая и две маленькие конструкции из стекла и стали в виде пирамид, находилась стоянка автотранспорта Министерства финансов. И если большая пирамида в настоящее время представляет собой вход в музей, то две маленькие непосредственно возвышаются над подземными залами, создавая тем самым естественное дневное освещение в залах музея.

Один из выставочных залов Лувр
Один из выставочных залов Лувр

В Лувре все максимально подчинено идее использования здания для выставок. Поэтому, за исключением всего трех залов, которые сохранили как музейную реликвию времен Наполеона III в том первозданном виде, в котором они пребывали в эпоху правления племянника Наполеона Бонапарта, все остальные залы были полностью переделаны, приобрели в результате реконструкции современный облик, и используются исключительно в качестве выставочных.
Большие окна во всех залах создают отличное освещение для осмотра как картин, так и для ознакомления с прочими шедеврами произведений искусства, в том числе со скульптурами, драгоценностями, изделиями декоративного прикладного искусства. Это не означает, что в залах музея нет искусственного освещения. Конечно, есть. Но оно включается благодаря системе автоматического регулирования уровня освещенности помещения.
Если во время посещения всех прочих достопримечательностей Парижа нас предупреждали о том, что фотосъемку со вспышкой вести нельзя, но в общем как получится, что означало, что могут сделать замечание, но пленку не засветят, то в Лувре с этим делом очень строго. Поэтому вести фотосъемку пришлось, отключив вспышку вовсе.

Добавить комментарий