ФИЛОСОФИЯ И РОМАНТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (продолжение)

Прежде чем перейти к описанию следующих экспонатов музея особо оговорюсь, что в Лувре демонстрируются исключительно подлинники. Делаю эту оговорку именно сейчас, потому что далее мой рассказ пойдет в основном, о тех произведениях искусства, которые известны по всему миру, и ради которых туристы едут в столицу Франции.

Четыре возраста мужчины в картинах Джузеппе Арчимбольдо

Побывали мы и в самом знаменитом зале Лувра – огромной галерее итальянских живописцев. Естественно, здесь нам посчастливилось увидеть картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Ботичелли, Арчимбольдо. Особо остановлюсь на работах последнего. Имя Арчимбольдо сравнительно недавно было открыто как имя итальянского художника эпохи Возрождения. Его работы отражают философию этой эпохи, и лично меня поразили своей оригинальностью. В Лувре представлены четыре поочередно нарисованные Джузеппе Арчимбольдо картины. К созданию этих картин он подошел с философской точки зрения. На них художник изобразил последовательно четыре этапа развития мужчины. Но какие необычные по своему художественному замыслу приемы он при этом использовал! Во-первых, на всех четырех картинах нарисован в профиль мужчина только по грудь.

Джузеппе Арчимбольдо. Зрелость

На первой из них изображен очень молодой человек. Для подчеркивания его молодости и незрелости используются такие приемы, как зеленые листья и яркие цветы на голове вместо волос, румяные яблоки проглядывают на щеках. Кожа чиста и гладка.

На второй картине нарисован этот же мужчина, но уже в том возрасте, когда, как говорят французы, для мужчин наступает время артишоков (растения, увеличивающие мужское влечение). Это тот возраст, когда любая девушка кажется прехорошенькой, любую мало-мальски симпатичную молодую особу хочется проводить взглядом. Все кажется легким, доступным, стремишься все испытать и изведать, и кажется, что жизнь будет длиться вечно. На голове мужчины нарисованы вместо волос уже темно-зеленые листья и спелые фрукты, а из груди торчит на крепкой ножке цветок артишока.

Третья картина изображает зрелого мужчину. У него уверенный взгляд. Из груди уже не растет артишок. Но он еще находится в расцвете сил. Хотя листья на голове окрашены уже в желтые и багряные осенние краски, фрукты изображены только те, что собирают осенью – желтые груши и темно-красные яблоки.

Джузеппе Арчимбольдо. Старость
Джузеппе Арчимбольдо. Старость

И, наконец, на четвертой картине нарисован дряхлеющий, умудренный жизненным опытом старик. На голове нет ни листьев, ни фруктов. Остались лишь многочисленные, переплетенные друг с другом, корявые ветви, которые символизируют обилие мозговых извилин и одновременно неприглядную по своей природе старость. Увядание еще более подчеркивается тем, что вместо губ художник изобразил дряхлые грибы-поганки.

Недосягаемая «Джоконда»

Следующий зал Лувра был не маленьким. Но, несмотря на это, в нем находился всего лишь один шедевр – «Джоконда» Леонардо да Винчи. Многочисленные группы туристов дожидались своей очереди, чтобы поближе подойти к знаменитой Моне Лизе. Но, увы и ах! Весь зал, как впрочем, и все прочие, был заполонен то ли японцами, то ли корейцами, и приблизиться к шедевру ближе, чем на десять метров нам не удалось. Учитывая мой малый рост, легко можно себе представить, что мне удалось ухватить глазами лишь небольшой кусочек картины, а если принять во внимание тот факт, что вдаль я вижу неважно, то и этот кусочек был, мягко говоря, расплывчат. В виду ограниченного времени экскурсии, нам пришлось остановиться поодаль от «Джоконды» и просто послушать занимательный рассказ нашего очаровательного экскурсовода. Ее мне было гораздо легче разглядеть, чем картину Леонардо. Кстати, позволю себе несколько отвлечься от шедевра и повозмущаться поведением то ли японцев, то ли корейцев (для краткости буду называть их азиатами). В отличие от туристов европейского происхождения, которые терпеливо дожидались, когда кто-нибудь из туристов произведет фотосъемку того или иного объекта и не мельтешили перед камерой в самый неподходящий момент, эти толпы азиатов умудрялись беспардонно влезть перед фотокамерой аккурат во время съемки, попортив тем самым немалое количество сделанных мной снимков. Итак, продолжу о Моне Лизе.

Кого изобразил Леонардо да Винчи?

Экскурсовод любезно поведала нам последнюю версию о том, чей же на самом деле портрет написал Леонардо да Винчи. Вокруг этого вопроса всегда было множество споров и выдвигалось множество версий. Одна из них даже предполагала, что на картине изображен сам Леонардо.

Но версия, которую нам рассказали в Лувре мне, пожалуй, понравилась больше всех тех, что я слышала раньше и показалась наиболее правдоподобной. Ну, во-первых, это единственная картина, на которой нет автографа Леонардо да Винчи. Тем не менее, тот факт, что картина принадлежит его кисти уже давно доказан, и не вызывает никакого сомнения.

Вопрос состоит в том, почему именно эта картина не была подписана автором?

В ответе на этот вопрос и кроется ответ на вопрос, до сих пор мучающий миллионы людей на всем земном шаре. Дело в том, что художники эпохи Возрождения, как и во все другие времена, все прочие художники, писали свои картины, чтобы заработать себе на пропитание. Леонардо да Винчи не был исключением. Рисуя, он выполнял заказы знатных и богатых своих современников. Картина же подписывалась художником в тот момент, когда клиент, расплачиваясь, забирал ее себе. Вот тут и начинается разгадка.

Один из исследователей предположил, что раз картина не была подписана, значит, художник писал ее не на заказ, а для себя. А в каком случае он мог это сделать? В том случае, если был безнадежно влюблен. Его любовь к женщине, изображенной на картине, была не просто безответной, но еще и невозможной. А невозможной она была потому, что он рисовал свою возлюбленную уже после ее смерти, восстанавливая образ ее по памяти.

Возлюбленную Леонардо действительно звали Мона Лиза Джоконда

Она не кажется красивой нашим современникам. У нее нет бровей. Она одета довольно строго и неказисто. Но, тем не менее, да Винчи был страстно влюблен в эту замужнюю женщину с того самого раза, когда случайно увидел ее, прогуливающуюся по улицам Флоренции с мужем — богатым и знатным сеньором Джокондо.

Мона Лиза носила в эту пору под сердцем ребенка. Именно этим и объясняется загадочность ее улыбки, отражающей удивительный мир чувств и эмоций женщины, вынашивающей ребенка. Тот факт, что Джоконда была изображена именно в этот период ее жизни, также убедительно доказан исследователем, выдвинувшим эту версию о картине несравненного Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи. Джоконда
Леонардо да Винчи. Джоконда или Мона Лиза

Что позволило сделать ему такой вывод? Дело в том, что в ту пору епископы всячески проповедовали идеи приоритета бедности над богатством. Более того, они осуждали тех, кто носил драгоценности, запугивая людей тем, что над носящими украшения властвует дьявол. Особенно опасным считалось носить на себе драгоценности беременным женщинам.

Это была очень плохая примета, в которую верило абсолютное большинство населения Италии. Считалось, что роды непременно будут неудачными и могут закончиться смертью либо для матери, либо для новорожденного. Сеньора Джоконда тоже верила в эту ужасную примету и не носила никаких украшений, вынашивая ребенка. Она не носила в это время даже обручального кольца. И на картине она изображена без него, хотя было принято, рисуя портрет замужней женщины, обязательно изображать кольцо, подчеркивая тем самым ее статус.

Мону Лизу не спасло такое религиозное послушание, и во время родов и она, и ребенок погибают. Художник не мог забыть свою недоступную возлюбленную, ее образ повсюду преследовал его, и он решился запечатлеть его на полотне по памяти. Вот такая печальная, но вместе с тем необыкновенно романтичная история.

Это была история создания шедевра.

Невероятная история похищения «Джоконды»

Она произошла в 1913 году. В то время в Лувр приходило немного посетителей. Люди не слишком интересовались искусством. Поэтому не в каждом зале находились смотрители музея. Однажды в Лувр зашел некто итальянец. Он спокойно шел по залам музея, любуясь выставленными в них экспонатами. Но вдруг он увидел картину «Джоконда», под которой была надпись о том, что она выполнена итальянским художником Леонардо да Винчи. Мужчина не был знатоком живописи, не особенно разбирался в искусстве, и ни название картины, ни имя автора, как выяснилось позже, ему ни о чем не говорили. На его решение похитить картину из музея повлиял лишь тот факт, что художник был итальянцем.

Как истинный патриот своей страны, загадочный посетитель не мог допустить, чтобы эта картина оставалась в экспозиции парижского музея. Он вынес шедевр из музея, вырезав картину из рамки и свернув ее в рулон, не для того, чтобы потом продать (он даже не подозревал, что в его руках оказалось бесценная вещь), а всего лишь для того, чтобы вернуть ее во Флоренцию.

Вечером, закрывая музей и проходя по залам, выпроваживая задержавшихся посетителей, смотрители обнаружили беспрецедентную пропажу. Два года полиция всех стран безуспешно искала шедевр. И только нелепый случай помог обнаружить похищенную «Джоконду».

Это было время первой мировой войны. Повсюду итальянские террористы устраивали взрывы в общественных местах. Полиция в поисках террористов была особенно бдительна при проверке поездов на итальянском направлении. Проходя по вагонам одного из поездов, отправляющихся в Рим, полиция увидела джентльмена в одном из купе, завтракающего, на большом листе картона, обрамленном красивой дорогой рамочкой. Он резал на картоне колбасу, чтобы сделать себе бутерброд (и это, кстати, было одним из фактов, свидетельствующих о том, что итальянец не подозревал о ценности украденной картины).

Полицейский, заподозрив неладное, попросил показать, что это такое. Каково же было изумление стражей порядка, когда они увидели так давно разыскиваемый шедевр мирового масштаба. А похититель, оказывается, выйдя из музея, принес картину к себе домой, подложил под нее картон и вставил ее в рамку для удобства хранения. Два года он продолжал жить в Париже, после чего, решив вернуться на родину, прихватил с собой «Джоконду» и сел в поезд, направляющийся в Рим. Незадачливого похитителя судили. Но суд признал его душевнобольным. Тому было много доказательств. И остаток своих дней патриот-итальянец провел в психиатрической лечебнице. А картину вернули на место. С тех пор около нее постоянно стоял особый караул, меняющийся каждый час. И лишь совсем недавно и только после того, как весь музей был оснащен особо надежной системой сигнализации, у «Джоконды», помещенной под пуленепробиваемое стекло, караул был отменен.

Продолжение следует…

Добавить комментарий